Перспективные технологии кораблестроения
Перспективные технологии кораблестроения.
Облик перспективных боевых кораблей США: вверху — корабль прибрежной зоны, внизу — универсальный десантный корабль.
В конце XX – начале XXI века началось активное развитие надводного кораблестроения в целом ряде государств — от основных морских держав до стран третьего мира. Группировки надводных кораблей наилучшим образом подходят как для участия в локальных конфликтах, так и демонстрации военного присутствия в ключевых зонах Мирового Океана — того, что сейчас принято называть «проецированием военной мощи.
Создаются и модернизируются не только крупные корабли таких классов как авианосец, крейсер и эсминец, но и десантные корабли, фрегаты, корветы (в том числе «корабли прибрежной зоны» проекта LCS). В строительстве надводных кораблей применяются все более совершенные технологии, которые позволяют создавать проекты, обеспечивающие небывалое повышение их боевых и технических возможностей.
В настоящее время в кораблестроительных программах ведущих морских держав центральное место занимают эскадренные миноносцы (эсминцы), которые в перспективе будут увеличиваться в размерах и постепенно вытеснять класс крейсеров. Поэтому в данной статье основное внимание будет планам развития именно класса эсминцев.
В период до 2025 года в планах оперативного развертывания флотов крупных морских держав эскадренные миноносцы останутся одним из важнейших средств ведения боевых действий на море. Крейсера как класс останутся практически только в составе ВМС США и России. Однако некоторые из новых проектов эсминцев в ряде стран Запада вплотную приближаются по своим тактико-техническим характеристикам к крейсерам.
Надводные корабли классов «крейсер» и «эсминец» должны решать следующие задачи.
нанесение ракетно-артиллерийских ударов по объектам военного и государственного управления, важнейшим промышленным центрам.
нанесение массированных ракетных ударов по береговым (в том числе мобильным и защищенным стационарным) целям противника (ВМС США.
присутствие в передовых районах с целью сдерживания противника угрозой массированного применения ракетного оружия.
борьба с надводными кораблями и подводными лодками.
обеспечение ПРО на ТВД (корабли ВМС США и Японии.
обеспечение ПВО корабельных соединений.
огневая поддержка при высадке сил десанта на побережье противника.
поддержка боевых действий сухопутных войск на приморских направлениях.
защита своих морских коммуникаций и нарушение коммуникаций противника.
обеспечение присутствия на постоянной основе в ключевых районах Мирового океана.
нейтрализация угрозы терроризма, морского пиратства и контрабанды оружия и наркотиков.
организация блокадных действий побережья противника.
ведение разведки в заданном районе боевых действий.
Сравнение ТТХ современных и перспективных зарубежных крейсеров и эсминцев.
Очевидно, что весь круг этих задач, решаемых крейсерами и эскадренными миноносцами, в период до 2025 года не претерпит существенных изменений. Однако по мере появления в ВМС потенциальных противников США и НАТО новых средств ведения вооруженной борьбы на море, а также в результате изменения условий обстановки на морских и океанских ТВД будет смещаться приоритетность их выполнения.
В современных условиях американские ВМС вынуждены переориентироваться на ведение боевых действий в прибрежных районах, которые, как правило, мелководны, оборудованы системами наблюдения и разведки и контролируются противником. В таких районах, где достижение господства ВМС США и альянса на море будет затруднено, акцент будет смещаться на более тесное взаимодействие с подводными лодками, авиацией и силами специальных операций, действующими на приморских направлениях.
Исходя из оценки военно-политических, физико-географических и других условий выполнения задач, возлагаемых на крейсера и эсминцы с учетом возможного уровня противодействия со стороны вероятного противника и определяются оперативно-тактические требования к перспективным кораблям этого класса, а также их место (по численности) в корабельном составе флотов основных морских держав. Такой подход характерен в первую очередь для американского флота, а кроме того (возможно, в меньшей степени), для ВМС Великобритании, Франции, Италии, Японии и Китая.
По расчетам американских проектировщиков, перспективные крейсера и эсминцы ВМС США должны обладать следующими боевыми качествами.
способностью нанесения высокоточных ракетных ударов по различным объектам (в том числе по защищенным и мобильным целям), расположенным в глубине территории противника на дальности до 4000 км; поражения надводных кораблей на дальности до 450 км; подводных лодок — до 30 км.
возможностью размещения на борту универсальных установок вертикального пуска (УВП) для различных типов и классов ракет (а также беспилотных летательных аппаратов ), варьирования носимого боезапаса с целью эффективною применения оружия в любой оперативной и тактической обстановке.
эффективного применения оружия, действие которого основано на новых физических принципах (электромагнитная пушка, лазернос оружие и т. п.
обеспечивать противовоздушную и противоракетную оборону на морских ТВД с возможностями: обнаружения баллистических целей бортовыми РЛС на дальности до 500 км и слежения за пуском БР в том числе по данным береговых станций системы ПРО США.
уничтожения ГЧ МБР на высоте до 500 км и на дальности до 1200 км: обнаружения, классификации и сопровождения баллистических целей на высоте более 10 км и дальности свыше 1000 км, а также наведения на них других сил и средств ПВО/ПРО; обнаружения воздушных целей на дальности до 450 км и поражения СВП на дальностях от 500 м до 150 км.
Тактико-технические характеристики новых кораблей должны обеспечивать.
приемлемую по критерию «стоимость/ эффективность» цену постройки и эксплуатации в течение всего жизненного цикла.
решение всех возложенных задач при состоянии моря до 9 баллов, а также без потери боеспособности в условиях ведения боевых действий с применением ОМП.
высокую противовзрывную и ударную стойкость (корпус, надстройки должны выдерживать избыточное давление ударной волны до 0,5 кг/см), надежность и живучесть, возможность удержания на плаву при затоплении трех смежных отсеков.
низкий уровень физических полей корабля, особенно дискретных составляющих спектра акустического поля и радиолокационной замстности.
использование корабельных вертолетов и беспилотных летательных аппаратов в любое время суток при волнении моря до 6 баллов.
возможность базирования на борту необитаемых подводных аппаратов различных классов и назначения.
возможность пополнения запасов в море на ходу, в том числе с помощью вертолетов при волнении моря до 6-7 баллов.
экономичность и эффективность корабельной энергетической установки, способной обеспечить скорость полного хода 30-33 уз и не менее 18 20 уз при волнении моря до 6-7 баллов, дальность плавания не менее 4 000 миль со скоростью хода 18-20 уз, автономность плавания не менее 30 сут.
внедрение систем боевого управления (СБУ) с открытой архитектурой модульного построения, обеспечивающих автоматическое управление всеми боевыми и вспомогательными системами и устройствами.
возможность обнаружения и отслеживания торпед в автоматическом режиме и уничтожения их на расстоянии 1-3 км, а также мин (в том числе донных) с помощью бортовых ГАС и противоминных НПА на дальностях 2-3 км и классифицировать их на дальностях от 500 до 2000 м.
возможность использования бистатического и мультистатического режимов работы ГАС при обнаружении подводных лодок.
Уровень соответствия крейсеров и эскадренных миноносцев ВМС ведущих стран Запада современным требованиям определяется в настоящее время боевыми и тактико-техническими возможностями крейсеров УРО типа «Тикондерога» и эсминцев УРО «Орли Бёрк» ВМС США как эталонов проектов кораблей данных классов конца XX — начала XXI столетия.
Однако, как иллюстрирует таблица, состоящие на вооружении ВМС США крейсера и эскадренные миноносцы УРО этих типов все же далеко не в полной мере соответствуют новым требованиям и техническому уровню кораблей будущего, особенно в области корпусной архитектуры, корабельного оружия, энергетики и радиоэлектронных средств. Кроме того, при действиях в прибрежной зоне существенно во возрастает угроза массированного применения против них современных видов оружия, что требует дополнительных мер обороны и самозащиты.
Дальнейшее развитие крейсерско-миноносных сил американского флота в период до 2025 года предусматривается в следующих направлениях.
завершение проектирования и строительство эсминцев УРО типа «Замволт.
завершение строительства ЭМ УРО типа «Орли Бёрк» серии 2А.
модернизация ЭМ УРО типа «Бёрк» серий 1 и 2.
модернизация крейсеров УРО типа «Тикондерога.
Перспективный эсминец ВМС США «Замволт.
Центральное место в исследовательских работах в США занимают первые два направления. По ним и развернуты в настоящее время наиболее масштабные НИОКР.
Проектирование кораблей типа «Замволт» началось в 1997 году по программе создания эскадренного миноносца для уничтожения береговых целей DD-21 (Landing Attack Destroyer DD-21). В 2001 году она получила обозначение DD(X), а позже в 2006-м — DDG-1000 «Замволт.
Основные усилия проектировщиков были направлены на достижение таких целей, как обеспечение значительного снижения стоимости жизненного цикла создаваемых кораблей, повышение уровня их боеспособности, технической надежности и живучести, а также на увеличение сроков эксплуатации. При этом определяющими факторами являются расширение ударных возможностей, повышение скрытности действий и защищенности кораблей, совершенствование корабельных систем боевого управления и энергетических установок.
Контракт на строительство головного корабля (водоизмещением 14564 т) стоимостью 1,395 млрд долларов был заключен с компанией «Бэт Айрон Уоркс» 14 февраля 2007 года. Закладка головного ЭМ УРО намечалась на октябрь 2010 года, спуск на воду — на июнь 2012-го, передача флоту — на июнь 2013 года. Одновременно аналогичный контракт (1,403 млрд) на постройку второго корабля (DDG-1001) достался компании «Инголс шипбилдинг» с планируемым завершением строительства в июле 2014 года.
Первоначально программой предусматривалось строительство семи кораблей данного типа, однако к настоящему времени она ограничена постройкой пока только трех (финансирование третьего — DDG-1002 — в объеме 1,084 млрд долларов предусмотрено бюджетной программой 2010 финансового года.
Конгресс США обеспокоен ростом стоимости постройки нового корабля. Так, по оценке командования ВМС, для головного корабля она составит не менее 3,3 млрд долларов, серийного — 2,4 млрд. По оценке же комитета по вооружениям палаты представителей конгресса, стоимость строительства не должна превышать 1,7 млрд долларов.
В целях сокращения сроков работ и расходов на создание нового крейсера командование ВМС США предполагает использовать до 85% технических решений, реализованных при проектировании эсминца УРО типа «Замволт». Так, согласно концепции концерна «Нортроп-Грумман» новый корабль сохранит конструкцию корпуса, а также основные элементы силовой электроники и агрегаты объединенной системы энергообеспечения и электродвижения эсминца DDG-1000.
В объединенной электроэнергетической системе перспективного КР УРО в качестве первичных источников электроэнергии, вероятнее всего, будут применяться четыре газотурбогенератора. Приводом генератора постоянного тока с использованием технологии высокотемпературной сверхпроводимости станет газотурбинная установка МТЗО. Функции главных двигателей, возможно, будут выполнять униполярные гребные электродвигатели постоянного тока на сверхпроводимости мощностью 36,5 МВт. Все особенности технологии изготовления, эксплуатации и обслуживания такой схемы энергетической установки планируется отрабатывать на ЭМ УРО типа «Замволг», который будет оснащаться аналогичной энергетической установкой.
В дальнейшем в состав объединенной электроэнергетической установки кораблей нового поколения ВМС США войдут системы автоматизированного зонального энергообеспечения DC ZEDS и электродвижения с газотурбинной установкой WR-21 и гребными электродвигателями РММ-2 на постоянных магнитах. Суммарная мощность такой установки составит не менее 100-120 тыс. л. с. После 2020 года вместо ГТУ возможно применение топливных элементов с электролитом в виде твердого полимера, работающих на водородсодержащем дизельном топливе.
Реализация технологий и конструктивно-схемных решений при создании объединенной электроэнергетической системы позволит полностью исключить необходимость наличия пневматических, паровых и гидравлических приводов в различных системах надводных кораблей и заменить их электроприводами. Таким образом, предполагается реализовать концепцию «полностью электрифицированного корабля» (Full Electric Ship.
155-мм артустановка AGS.
Модульная архитектура ОЭЭС будет способствовать использованию стандартных общих модулей в энергетических установках кораблей различных классов, а кроме того, позволит закупать функционально эквивалентные модули со стандартными интерфейсами у разных поставщиков. Такой принцип построения КЭУ дает возможности внедрения в будущем перспективных технологий и конструктивно-схемных решений без серьезной модернизации всей системы, путем замены стандартных модулей. В перспективной ОЭЭС будет шесть базовых модулей: источники электроэнергии, распределители электроэнергии. преобразователи электроэнергии, гребные электродвигатели, модули хранения электроэнергии и посты дистанционного управления системой.
В состав вооружения нового поколения надводных кораблей ВМС США предполагается включить перспективные установки вертикального пуска баллистических ракет средней дальности, крылатых ракет морского базирования «Тактический Томахок», управляемых ракет RATTLS, ЗУР «Стандарг-2» мод. З, 4 и 4А, а также две 155-мм одноорудийные башенные артустановки AGS для стрельбы на дальность более 120 км управляемыми активно-реактивными боеприпасами. В дальнейшем на ЭМ УРО «Замволт» планируется устанавливать перспективные 155-мм электромагнитные пушки FMRG.
В ангаре корабля смогут размещаться до двух вертолетов типа SH-60 или до трех разведывательно-ударных беспилотных летательных аппаратов.
Конструкцией УВП Мк 57 предусмотрено разделение каждого ее модуля на отдельные пакеты из четырех пусковых ячеек и дополнительное их бронирование. Для снижения уязвимости корабля от детонации ракетного боезапаса предполагается разместить 20 модулей новой пусковой установки вдоль бортов в междубортном пространстве. При этом общий боекомплект ракет на новом корабле составит 80 единиц (в габаритах одной ячейки УВП). Эти меры, а также применение принципиально нового газоотводного устройства противовзрывной защиты УВП обеспечат сброс давления, отвод газов, образующихся при взрывном горении или детонации боезапаса, наружу, а не внутрь корабля.
У перспективной УВП Мк 57 ячейки больших размеров по сравнению с современной УВП Мк 41, что предоставляет возможность размещения в них всех типов и модификаций не только состоящих на вооружении, но и перспективных ракет.
Обновленная многофункциональная система управления оружием (МСУО) «Иджис» будет сопряжена с радиолокационной станцией AN SPY-3 (диапазон 9-10 ГГц), трехкоординатной РЛС VSR обнаружения воздушных целей (1-2 ГГц), гидроакустическим комплексом AN SQQ-89(V)15, перспективной объединенной системой радио- и радиотехнической разведки, системой обмена формализованной информацией в масштабе реального времени и связи, комплексами радиоэлектронной борьбы и минной разведки WLD-I(V)3.
Для эсминцев УРО нового поколения разрабатывается перспективная система обеспечения живучести DCS (Damage Control System). Она предусматривает высокую степень автоматизации сбора и анализа информации, выработки и контроля реализации решений по восстановлению живучести корабельных систем, оружия и технических средств при аварийных и боевых повреждениях любого характера с применением высокоэффективных систем универсальных датчиков и противопожарных устройств, действие которых основано на снижении концентрации озона в воздушной смеси.
Для этих же кораблей разрабатывается интегрированная командно-информационная система управления кораблем SCS (Integrated Navigation, Information Ship Control System). Она позволит повысить боевые и эксплуатационные возможности кораблей за счет более глубокой автоматизации процессов сбора и анализа информации, выработки и принятия решений по техническому обслуживанию корабельных систем и механизмов, навигации и управлению кораблем.
В проектах новых кораблей предусматривается реализовывать передовые технологии, которые обеспечат повышение непотопляемости и пропульсивных качеств корпуса, улучшение технико-экономических характеристик корабля, а также снижение числа демаскирующих признаков и уязвимости от различных средств поражения. В этих целях выполняются опытно-конструкторские работы с применением современных методов трехмерного компьютерного моделирования (программная среда «Кати»), а также с учетом результатов испытании стендовых моделей наиболее важных элементов корпуса и надстройки, основных систем вооружения, радиоэлектронных и технических средств.
Для оценки условий обитаемости корабля используется эргономическая компьютерная модель корабельных служебных и жилых помещений, боевых постов и пунктов управления. Повышение степени автоматизации процессов управления техническими средствами и вооружением эсминца позволит сократить численность экипажа до 95-100 человек (у существующих кораблей этого класса она составляет 360 человек.
В обобщенном виде весь этот комплекс НИОКР в области создания нового поколения крейсеров и эскадренных миноносцев должен обеспечить.
1. Увеличение боевых возможностей за счет.
а) внедрения технических средств, позволяющих ВМС действовать совместно с другими видами ВС в «единой информационной среде.
б) создания и размещения на крейсерах и эсминцах многофункциональных БЛА, автономных надводных и подводных аппаратов.
в) увеличения количества носимого боезапаса благодаря увеличению объемов внутренних помещений носителей для полезной нагрузкии и размещения систем оружия, а также уменьшению массы и габаритов оружия при сохранении тех же ТТХ.
г) внедрения гибкого программного обеспечения для систем управления оружием, что позволит значительно увеличить вероятность поражения целей и приведет к уменьшению необходимого для этого расхода боезапаса.
д) повышения мобильности.
2. Значительное снижение стоимости жизненного цикла надводных кораблей в результате.
а) внедрения модульной архитектуры и использования нового программного обеспечения, позволяющего унифицировать технологию проектирования надводных кораблей.
б) уменьшения численности личного состава благодаря автоматизации.
в) повышения надежности систем и подсистем за счет увеличения межремонтных сроков систем и подсистем вплоть до завершения жизненного цикла корабля, а также применения энергосберегающих технологий, систем и подсистем.
г) снижения стоимости модернизации систем и подсистем, внедрения новых технологий в течение всего жизненного цикла за счет модульности конструкции и унификации систем и подсистем.
д) уменьшения стоимости создания систем и подсистем благодаря внедрению систем и подсистем широкого коммерческого назначения (COTS), применению систем автоматизированного проектирования.
3. Увеличение возможностей по модернизации крейсеров и эскадренных миноносцев в течение всего жизненного цикла за счет.
а) модульности и унификации всех систем и подсистем корабля.
б) соответствия гражданским стандартам всех вспомогательных и обеспечивающих систем.
Далее приводятся технологические особенности модернизации действующих американских кораблей этих классов, а также технологии проектирования и строительства эсминцев ВМС ряда европейских и азиатских стран.
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ КОРАБЛИ США.
Эсминец ВМС США типа «Орли Берк.
В связи с сокращением строительства новых кораблей проекта DDG-1000 было решено продолжить строительство серии эсминцев УРО типа «Орли Бёрк» (DDG-51), увеличив серию с 57 до 62 кораблей. При этом последние корабли будут значительно отличаться от предыдущих наличием средств зональной противоракетной обороны, артустановок с большой дальностью стрельбы, управляемых ракет для стрельбы по береговым целям и штатных противоминных средств.
Наряду с этим в США в интересах развертывания морского компонента глобальной системы ПРО ведутся активные работы по модернизации всех эскадренных миноносцев типа «Орли Бёрк» и крейсеров типа «Тикондерога», которые к 2012 году составят до 85% общей численности боевых кораблей основных классов американского флота.
Программа модернизации крейсеров УРО типа «Тикондерога» предусматривает.
увеличение срока службы кораблей с 35 до 40 лет.
усовершенствование технического обслуживания.
расширение возможностей по поражению наземных объектов КРМБ «Тактический Томахок.
оснащение системами СЕС и AADC (Area Air Defense Commander), предназначенными для решения задач ПВО/ПРО на ТВД совместно с другими силами и средствами оперативных соединений ВМС.
Особое внимание командование ВМС уделяет оснащению крейсеров УРО типа «Тикондерога» противоракетными комплексами ближнего и дальнего действия. Первый обеспечит оборону корабельных соединений, баз и портов, а также наземных группировок путем поражения баллистических ракет на конечном участке траектории их полета, выполняя перехват с помощью противоракеты (ПР) «Стандарте» мод. 1 и усовершенствованной МСУО «Иджис» с новым программным обеспечением.
Второй ПРК предназначен для поражения БР как на восходящем, так и на нисходящем участке траектории полета и должен обеспечить дальний (в верхних слоях атмосферы) перехват с помощью разработанной совместно с Японией трехступенчатой ПР «Стандарт-3» с малогабаритнной отделяемой ступенью перехвата LEAP (Lightweight ExoAtmosferic Projectile). Первый вариант ПРК мод.1, обеспечивающий поражение БР средней дальности был принят на вооружение в 2007 году. Для перспективного ПРК ведется разработка новой, более мощной корабельной РЛС, предназначенной для обнаружения, сопровождения и распознавания целей на дальностях до 1000 км.
Начиная с сентября 2006 года на трех крейсерах УРО (CG-67 «Шайло», CG-70 «Лейк Эри» и CG-73 «Порт-Роял») и 15 эсминцах УРО типа «Орли Бёрк» осуществляется пакетное обновление программно-аппаратных средств для расширения возможностей МСУО «Иджис» и РЛС AN/SPY- 1D(V) no дальнему обнаружению и сопровождению в автоматическом режиме баллистических целей разного типа, а также размещаются ПР «Стандарт-3». Аналогичные работы выполняются также на четырех эсминцах УРО типа «Конго» ВМС Японии.
Проводимые программы модернизации предусматривают: поэтапную доработку МСУО «Иджис» Мк 7 в модификации 6.3 для крейсеров и 7.1 для эсминцев, совершенствование многофункциональной РЛС AN/SPY- 1D(V); оснащение кораблей системами оценки воздушной обстановки AADC, взаимного обмена и распределения данных ПВО/ ПРО AN/USG-2 СЕС между кораблями оперативного соединения.
Работы по совершенствованию корабельной многофункциональной радиолокационной станции AN/SPY- 1D(V) предполагают применение СВЧ-монолитных интегральных схем с высоким уровнем интеграции. Усовершенствованная РЛС AN/SPY-1E работает в диапазоне частот 3,1-3,5 ГГц. Благодаря перераспределению интенсивности обзора других направлений она способна обеспечить обнаружение в заданном секторе баллистических целей на высотах более 10 км и дальностях до 1000 км. Конструктивно РЛС выполнена в виде четырех неподвижных панелей фазированных антенных решеток (ФАР, апертура каждой 4,7 кв.м.
На современном этапе, исходя из достигнутых технических возможностей и уровня боеспособности, задач противоракетного радиолокационного дозора (обнаружение, идентификация, сопровождение и выдача данных целеуказания в автоматическом режиме) способны выполнять три крейсера УРО типа «Тикондерога» («Шайло», «Лейк Эри» и «Порт-Роял»), 12 эсминцев типа «Орли Бёрк» подсерии 2А, начиная с DDG-91, три усовершенствованных ЭМ подсерий 1 и 2, а также эсминец УРО «Конго» ВМС Японии.
В целом следует отметить, что комплекты корабельного оборудования и программно-аппаратных средств вышеперечисленных систем информационного обеспечения ПРО на ТВД устанавливаются на всех строящихся эскадренных миноносцах типа «Орли Бёрк» подсерии 2А, оснащенных системой «Иджис» мод. 7.1, начиная с DDG-91 «Пинкни.
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ КОРАБЛИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ.
Из состава национальных ВМС в настоящее время выводятся ЭМ УРО типов «Шеффилд» и «Манчестер» На смену им в период с 2009 по 2012 год должны быть введены шесть эсминцев УРО типа «Дэринг» первой подсерии.
Эсминец типа «Дэринг» ВМС Великобритании.
Эскадренные миноносцы УРО типа «Дэринг» предназначены главным образом для обеспечения противовоздушной обороны оперативных соединений ВМС Великобритании и ОВМС НАТО. Помимо этого, на них будут возлагаться задачи проведения антитеррористических, гуманитарных и специальных операций.
В ходе работ над новым кораблем было реализовано около 70% технологических разработок, полученных в результате исследований по международной программе «Горизонт» (Horizon/Common New Generation Frigate), в которой, кроме Великобритании, участвовали Италия и Франция. Эта программа (была закрыта в 1999 году) предусматривала создание единого для трех стран проекта фрегата нового поколения.
На новом эсминце реализованы конструктивно-схемные решения в области архитектуры корпуса, надстроек, а также установлен разработанный в рамках этой программы ЗРК.
В состав вооружения эсминца «Дэринг» включены: две счетверенные пусковые установки ПКР «Гарпун», зенитный ракетный комплекс PAAMS с одной установкой вертикального пуска А-50 «Сильвер» для стрельбы 16 ЗУР «Астер-15» и 32 ЗУР «Астер-30», 114-мм облегченную артустановку «Викерс» Мк 8 мод. 1, два артиллерийских комплекса самообороны, два двухтрубных торпедных аппарата для стрельбы торпедами «Стингрей», а также вертолет «Мерлин» Мк 1. В перспективе предполагается разместить 155-мм башенную АУ с максимальной дальностью стрельбы снарядами АРС до 150 км.
Радиоэлектронное вооружение будет представлено многофункциональной трехкоординатной радиолокационной станцией «Сампсон», PЛC обнаружения воздушных и надводных целей S1850M, оптико-электронными средствами наблюдения, а также системой радиоэлектронной борьбы. На корабле предусматривается установить подкильную среднечастотную гидроакустическую станцию 2050 и низкочастотную бистатическую ГАС 2087 с буксируемой антенной. Аппаратура автоматизированных быстродействующих линий связи «Линк-11, -16 и -22», «Джитидс», а также системы спутниковой связи «Сатком» обеспечит обмен данными в реальном масштабе времени.
Энергетическая установка ЭМ УРО «Дэринг» представляет собой ОЭЭС с реализацией принципа полного электродвижения. Основными источниками электроэнергии являются две ГТУ WR-21 фирмы «Роллс-Ройс» мощностью по 25 МВт и два дизель-генератора общей мощностью 9900 л. с. Двигателями служат два ГЭД переменного тока мощностью по 20 тыс. л. с. Максимальная скорость хода 29 уз. Дальность плавания при скорости хода 18 уз составляет более 7000 миль. Применение специальной конструкции зубчатой передачи позволит эксплуатировать ГЭУ в течение 80% ходового времени в режиме экономического хода с одним питающим оба ГЭД дизель-генератором, что обеспечит снижение расхода топлива на 20.
По оценке западных специалистов, высокий уровень интегрирования и автоматизации процессов управления кораблем и оружием позволит уменьшить численность экипажа до 180 человек. Головной корабль вошел в состав флота в середине 2009 года.
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ КОРАБЛИ СТРАН КОНТИНЕНТАЛЬНОЙ ЕВРОПЫ.
Эсминец D-620 «Форбин» ВМС Франции, построенный по программе «Горизонт.
Эскадренные миноносцы ВМС Франции и Италии получили дальнейшее развитие в результате реализации совместной программы «Горизонт» (из которой в 1999 году вышла Великобритания). В создании корабля принимают участие компании «DCNS интернэшнл» (Франция) и «Оризонт Наваль» (Италия). Строительство ЭМ УРО, создаваемых по программе «Горизонт» ведется в каждой стране независимо. Всего построено по два корабля во Франции и в Италии.
По своим техническим характеристикам, составу вооружения и конструктивно-схемным решениям данные корабли близки ЭМ УРО типа «Дэринг» ВМС Великобритании.
Основным отличием французских и итальянских эсминцев от эсминцев типа «Дэринг» ВМС Великобритании является возможность установки установок вертикального пуска «Сильвер» А-70 для размещения перспективных крылатых ракет «Скалп Наваль» и газотурбинной энергетической установки.
Что касается, Германии. то с выводом в 1995 году из состава ее ВМС ЭМ УРО типа «Лютьенс» данный класс эсминцев прекратил свое существование.
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ КОРАБЛИ ЯПОНИИ.
В кораблестроительных программах этой страны до 2020 года эскадренные миноносцы займут ведущее место.
Эсминец DDG-174 «Киришима» типа «Конго» ВМС Японии.
Расширение операционной зоны деятельности ВМС приведет к необходимости разработки новых проектов кораблей данного класса, тактико-технические характеристики которых обеспечат возможность их действия в районах с относительно невысокой активностью действий авиации противника без воздушного прикрытия. Кроме того, сотрудничество в области кораблестроения со странами НАТО, особенно с США, позволит командованию ВМС Японии к началу прогнозируемого периода в основном закончить поиск наиболее оптимальных вариантов проекта эскадренных миноносцев, которые по свои боевым возможностям будут близки к аналогичным западноевропейским образцам.
Наиболее боеспособными в период до 2020 года в ВМС Японии будут ЭМ с ЗРК самообороны типа «Хацуюки» и созданные на их базе ЭМ типа «Асагири» с увеличенным водоизмещением, а также ЭМ новых типов — «Мурасамэ», «Усовершенствованный Мурасамэ» и перспективный ЭМ проекта 19DD.
Корабли последних двух типов будут воплощать в себе последние достижения как национального, так и зарубежного кораблестроения. Состав оружия (за исключением ЗРК) свидетельствует об их многоцелевом назначении и ориентации на ведение боевых действий в открытом океане.
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ КОРАБЛИ КИТАЯ.
Развитие эсминцев ВМС Китая в рассматриваемый период будет осуществляться по следующим направлениям: закупка за рубежом; производство по лицензии; создание техники на основе зарубежных образцов.
Строительство ЭМ в Китае началось сравнительно недавно, и, учитывая отсутствие опыта их постройки, а также ограниченность военно-экономического потенциала, можно утверждать, что их строительство будет опираться на технологию кораблестроения, соответствующую таковой в развитых зарубежных странах в 80-е годы. Но, учитывая интенсивное развитие науки и техники в Китае, отставание в этой области к концу прогнозируемого периода может сократиться.
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ КОРАБЛИ РОССИИ.
Как можно было заметить, современные образцы военной техники США, других стран блока НАТО и Японии создаются в международной кооперации. Очевидно, что это позволяет достичь более высоких результатов при меньших затратах. Россия, как правопреемница СССР, в том числе и в сфере военных разработок всегда шла своим собственным путем, что, по сути, заставляло ее нести непомерные нагрузки в оборонной сфере. При этом, несмотря на отдельные образцы техники, превосходящие западные образцы, откровенно говоря, на море ей никогда не удавалось добиться паритета с Западом. Тем не менее, она пытается наращивать свою военно-морскую мощь.
Эскиз российского эсминца проекта 21956.
В 2007 году на Международном военно-морском салоне представлен достаточно детализированный эскиз эсминца проекта 21956 водоизмещением 9000 т.
Известно, что основным видом ударного ракетного оружия проекта 21956 является интегрированная ракетная система «Club-N», предназначенная для поражения крупных надводных целей на больших дальностях.
В состав системы «Калибр-НКЭ» («Club-N») входит подпалубная пусковая установка 3С-14Э вертикального старта на 16 ракет 3М-54ТЭ и система управления стрельбой 3Р-14Н (дальность полета ракеты 3М-54ТЭ составляет 220 км). Также в пусковую установку 3М-54ТЭ могут быть загружены противолодочные ракеты вертикального старта 91РТЭ2.
ПВО корабля осуществляет ЗРК «Риф-М», запуск ракет в котором производится из пусковых установок вертикального старта, состоящих из шести поворотных барабанов, каждый их которых рассчитан на 8 ракет 48Н6Е2 с зоной поражения до 150 км или на 32 ракеты 9М96Е с зоной поражения до 40км (пакет из четырех ракет 9М96Е загружается вместо одной ракеты 48Н6Е2) Для противоракетной обороны в ближней зоне на корабле установлен ЗРАК «Каштан-М», зона поражения которого составляет 10 км.
Артиллерийское вооружение составляет артустановка АК-130 калибра 130 мм с дальностью стрельбы 23 км.
Для ведения РЭБ предусмотрены комплекс радиоэлектронного подавления ТК-25Э и комплекс выстреливаемых помех КТ-308-5. Форма корпуса корабля позволяет максимально снизить радиолокационную заметность.
Корабль оснащен РЛС типа «Фрегат» и «Риф-М» с фазированными антенными решетками. Для распределения целей и выдачи данных целеуказания огневым средствам эсминца предусмотрена единая система обработки радиолокационной информации «Пойма-Э.
Боевая информационно-управляющая система корабля позволяет обмениваться информацией надводными и воздушными носителями вооружения. При этом в БИУС используется широкая компьютерная сеть с резервными информационными шинами, что обеспечивает повышенную живучесть системы.
По имеющимся данным, корабль так и остался в проекте, но наработки по пр. 21956 могут быть использованы в других проектах перспективных российских эсминцев.
В 2010 было официально заявлено о начале разработки перспективного российского эсминца дальней морской зоны водоизмещением 10000 тонн. Длительность конструкторских работ должна составить три года, и первый корабль серии должен быть заложен уже в 2012 году. Эсминец должен быть многоцелевым, то есть быть в состоянии бороться с наземными и надводными целями, а также осуществлять противовоздушную и противолодочную оборону, обладать почти неограниченной мореходностью и скоростью хода 30 узлов. Он получит комплекс ракетного оружия с универсальными пусковыми установками вертикального старта для стрельбы по наземным, надводным и подводным целям. Универсальные артиллерийские установки корабля смогут вести огонь по береговым и морским объектам противника высокоточными управляемыми снарядами. Эсминец оснастят системой боевого управления нового поколения, усиленными средствами ПВО, универсальным комплексом обнаружения и целеуказания, средствами радиоэлектронного противодействия, а также гидроакустическим оборудованием для обнаружения субмарин, мин и подводных диверсионных сил. Корабль нового проекта будет малозаметным для радаров противника благодаря использованию технологии «стелс». Высокий уровень скрытности обеспечат архитектурные особенности корпуса в сочетании со специальными покрытиями его элементов, а также материалы с высокими радиопоглощающими свойствами. Корабль будет оснащен газотурбинной энергетической установкой. Также, по некоторым сведениям, сейчас в России ведется проектирование эсминца с атомной энергетической установкой.
11 октября 2011 года в газете «Известия» появилась информация о том, что в интересах ВМФ России ведется разработка эсминца нового поколения, которые должны будут заменить сразу три класса кораблей: собственно, эсминцы, большие противолодочные корабли (БПК) и, возможно, ракетные крейсера проекта 1164. За счет современного вооружения он будет превосходить по противолодочным возможностям БПК, а по ударным и противовоздушным — сегодняшние эсминцы и ракетные крейсера, кроме «Петра Великого» и его «одноклассников». Главным оружием нового корабля должны стать универсальные корабельные ракетные комплексы, которые можно загружать различными ракетами, и системы ПВО нового поколения. Сейчас идет отработка нескольких вариантов проекта, выбор энергетической установки. В зависимости от потребностей флота и бюджетных ограничений новый эсминец может получить атомную либо газотурбинную энергетическую установку. В перспективе ВМФ России должен получить 14-16 новейших эсминцев, которые составят основу боевой мощи надводного флота.
Водоизмещение перспективного эсминца в зависимости от выбранного варианта вооружения и энергетической установки будет составлять от 9-10 до 12-14 тыс. т. Боекомплект противокорабельных ракет, противолодочных ракето-торпед, крылатых ракет для стрельбы по наземным целям и зенитных ракет средней и большой дальности будет составлять от 80-90 до 120-130 единиц. Артиллерийское вооружение будет состоять из двух-четырех орудий калибра 152 мм в спаренных артустановках. Кроме того, корабль будет иметь зенитные ракетно-артиллерийские системы ближнего боя и авиагруппу из двух-трех вертолетов.
Сообщения о проектировании для ВМФ РФ перспективного авианосца появляются в СМИ с 2005 года, однако до теперешнего момента это не вылилось в какие-либо шаги. В начале октября президент Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Роман Троценко заявил, что решение о строительстве в России авианосцев может быть принято в 2018 году. Окончательное решение за президентом, но в ВМФ РФ уже определились с тем, каким должен быть авианосец. Похоже, что россияне решили оставить эксперименты, вроде «гибрида» ТАВКР «Адмирал Кузнецов», и пойти проторенным американским путем: сделать авианосец водоизмещением 100 тыс. тонн, без противокорабельных ракет, но с авиагруппой в 100 самолетов, с атомной энергетической установкой. Также должны быть созданы эскортные группы для авианосцев для ракетных крейсеров, эсминцев, многоцелевых подлодок, фрегатов, корветов, десантных кораблей и судов обеспечения, включая ледоколы для арктической зоны — всего около 15 кораблей в каждой. Примечательно, что американские АУГ не могут действовать в Северном Ледовитом океане.
Первоначально планируется создать две российские АУГ – в по одной на Северном и Тихоокеанском флотах. Впрочем, строительство авианосных сил было неподъемной ношей даже для такой страны, как СССР, а для России это тем более тяжелая задача. Так что посмотрим, последуют ли за громкими заявлениями какие-то практические шаги, или все останется на уровне разговоров.
В период до 2025 года крейсера и эсминцы останутся одним из важнейших средств ведения боевых действий на море. Перечень задач, решаемых ими, в прогнозируемый период не претерпит кардинальных изменений. Эскадренные миноносцы будут занимать центральное место в кораблестроительных программах всех ведущих зарубежных стран (за исключением Германии.
Боевые корабли класса «крейсер» останутся лишь в составе ВМС США и России (но и здесь крейсера будут постепенно вытесняться эсминцами.
(По статье капитана 2 ранга Ю.Иванова, «Зарубежное военное обозрение.
Боевой надводный корабль XXI века.