Перспективные технологии кораблестроения

Перспективные технологии кораблестроенияПерспективные технологии кораблестроения.

Облик перспективных боевых кораблей США: вверху — корабль прибрежной зоны, внизу — универсальный десантный корабль.

В конце XX – начале XXI ве­ка началось активное развитие надводного кораблестроения в целом ряде государств — от основных морских держав до стран третьего мира. Группировки надводных кораблей наилучшим образом подходят как для участия в локальных конфликтах, так и демонстрации военного присутствия в ключевых зонах Мирового Океана — того, что сейчас принято называть «проецированием военной мощи.

Создаются и модернизируются не только крупные корабли таких классов как авианосец, крейсер и эсминец, но и десантные корабли, фрегаты, корветы (в том числе «корабли прибрежной зоны» проекта LCS). В строительстве надводных кораблей применяются все более совершенные тех­нологии, которые позволяют создавать проекты, обеспечивающие небывалое повышение их боевых и технических возможностей.

В настоящее время в кораблестроительных программах ведущих морских держав центральное место занимают эскадренные миноносцы (эсминцы), которые в перспективе будут увеличиваться в размерах и постепенно вытеснять класс крейсеров. Поэтому в данной статье основное внимание будет планам развития именно класса эсминцев.

В период до 2025 года в планах опера­тивного развертывания флотов крупных морских держав эскадренные миноносцы останутся одним из важнейших средств ведения боевых действий на море. Крейсера как класс останутся практически только в составе ВМС США и России. Однако некоторые из новых проектов эсминцев в ряде стран Запада вплотную приближаются по своим тактико-техническим характеристикам к крейсерам.

Надводные корабли классов «крейсер» и «эсминец» должны решать следующие задачи.

нанесение ракетно-артиллерийских ударов по объектам военного и государ­ственного управления, важнейшим про­мышленным центрам.

нанесение массированных ракетных ударов по береговым (в том числе мобиль­ным и защищенным стационарным) целям противника (ВМС США.

присутствие в передовых районах с целью сдерживания противника угрозой массированного применения ракетного оружия.

борьба с надводными кораблями и под­водными лодками.

обеспечение ПРО на ТВД (корабли ВМС США и Японии.

обеспечение ПВО корабельных со­единений.

огневая поддержка при высадке сил десанта на побережье противника.

поддержка боевых действий сухопут­ных войск на приморских направлениях.

защита своих морских коммуникаций и нарушение коммуникаций противника.

обеспечение присутствия на постоян­ной основе в ключевых районах Мирового океана.

нейтрализация угрозы терроризма, морского пиратства и контрабанды оружия и наркотиков.

организация блокадных действий по­бережья противника.

ведение разведки в заданном районе боевых действий.

Сравнение ТТХ современных и перспективных зарубежных крейсеров и эсминцев.

Очевидно, что весь круг этих задач, ре­шаемых крейсерами и эскадренными миноносцами, в период до 2025 года не пре­терпит существенных изменений. Однако по мере появления в ВМС потенциальных противников США и НАТО новых средств ведения вооруженной борьбы на море, а также в результате изменения условий обстановки на морских и океанских ТВД будет смещаться приоритетность их выполнения.

В современных условиях американские ВМС вынуждены переориентироваться на ведение боевых действий в прибрежных районах, которые, как правило, мелковод­ны, оборудованы системами наблюдения и разведки и контролируются противником. В таких районах, где достижение господ­ства ВМС США и альянса на море будет затруднено, акцент будет смещаться на бо­лее тесное взаимодействие с подводными лодками, авиацией и силами специальных операций, действующими на приморских направлениях.

Исходя из оценки военно-политиче­ских, физико-географических и других условий выполнения задач, возлагаемых на крейсера и эсминцы с учетом возмож­ного уровня противодействия со стороны вероятного противника и определяются оперативно-тактические требования к перспективным кораблям этого класса, а также их место (по численности) в кора­бельном составе флотов основных морских держав. Такой подход характерен в первую очередь для американского флота, а кроме того (возможно, в меньшей степени), для ВМС Великобритании, Франции, Италии, Японии и Китая.

По расчетам американских проектиров­щиков, перспективные крейсера и эсминцы ВМС США должны обладать следующими боевыми качествами.

способностью нанесения высоко­точных ракетных ударов по различным объектам (в том числе по защищенным и мобильным целям), расположенным в глубине территории противника на даль­ности до 4000 км; поражения надводных кораблей на дальности до 450 км; подво­дных лодок — до 30 км.

возможностью размещения на борту универсальных установок вертикаль­ного пуска (УВП) для различных типов и классов ракет (а также беспилотных летательных аппаратов ), варьирования носимого боезапаса с целью эффективною применения оружия в любой оперативной и тактической обстановке.

эффективного применения оружия, действие которого основано на новых физиче­ских принципах (электро­магнитная пушка, лазернос оружие и т. п.

обеспечивать противо­воздушную и противора­кетную оборону на морских ТВД с возможностями: обна­ружения баллистических це­лей бортовыми РЛС на даль­ности до 500 км и слежения за пуском БР в том числе по данным береговых станций системы ПРО США.

уни­чтожения ГЧ МБР на высоте до 500 км и на дальности до 1200 км: обнаружения, классификации и сопровождения баллистических целей на вы­соте более 10 км и дальности свыше 1000 км, а также наведения на них других сил и средств ПВО/ПРО; обнару­жения воздушных целей на дальности до 450 км и по­ражения СВП на дальностях от 500 м до 150 км.

Тактико-технические ха­рактеристики новых кораблей должны обеспечивать.

приемлемую по критерию «стоимость/ эффективность» цену постройки и эксплуатации в течение всего жизненного цикла.

решение всех возложенных задач при состоянии моря до 9 баллов, а также без потери боеспособности в условиях ведения боевых действий с применением ОМП.

высокую противовзрывную и ударную стойкость (корпус, надстройки должны выдерживать избыточное давление ударной волны до 0,5 кг/см), надежность и живу­честь, возможность удержания на плаву при затоплении трех смежных отсеков.

низкий уровень физических полей корабля, особенно дискретных составля­ющих спектра акустического поля и радио­локационной замстности.

использование корабельных вертолетов и беспилотных летательных аппаратов в любое время суток при волнении моря до 6 баллов.

возможность базирования на борту необитаемых подводных аппаратов различных классов и назначения.

возможность пополнения запасов в море на ходу, в том числе с помощью верто­летов при волнении моря до 6-7 баллов.

экономичность и эффективность корабельной энергетической установки, способной обеспечить скорость полного хода 30-33 уз и не менее 18 20 уз при волнении моря до 6-7 баллов, дальность плавания не менее 4 000 миль со скоростью хода 18-20 уз, автономность плавания не менее 30 сут.

внедрение систем боевого управления (СБУ) с открытой архитектурой модуль­ного построения, обеспечивающих авто­матическое управление всеми боевыми и вспомогательными системами и устрой­ствами.

возможность обнаружения и отслежи­вания торпед в автоматическом режиме и уничтожения их на расстоянии 1-3 км, а также мин (в том числе донных) с помо­щью бортовых ГАС и противоминных НПА на дальностях 2-3 км и классифицировать их на дальностях от 500 до 2000 м.

возможность использования бистатического и мультистатического режимов работы ГАС при обнаружении подводных лодок.

Уровень соответствия крейсеров и эскадренных миноносцев ВМС ведущих стран Запада современным требованиям определяется в настоящее время боевыми и тактико-техническими возможностями крейсеров УРО типа «Тикондерога» и эсминцев УРО «Орли Бёрк» ВМС США как эталонов проектов кораблей данных классов конца XX — начала XXI столетия.

Однако, как иллюстрирует таблица, состоящие на вооружении ВМС США крейсера и эскадренные миноносцы УРО этих типов все же далеко не в полной мере соответствуют новым требованиям и тех­ническому уровню кораблей будущего, особенно в области корпусной архитек­туры, корабельного оружия, энергетики и радиоэлектронных средств. Кроме того, при действиях в прибрежной зоне суще­ственно во возрастает угроза массированного применения против них современных ви­дов оружия, что требует дополнительных мер обороны и самозащиты.

Дальнейшее развитие крейсерско-миноносных сил американского флота в период до 2025 года предусматривается в следую­щих направлениях.

завершение проектирования и строи­тельство эсминцев УРО типа «Замволт.

завершение строительства ЭМ УРО типа «Орли Бёрк» серии 2А.

модернизация ЭМ УРО типа «Бёрк» серий 1 и 2.

модернизация крейсеров УРО типа «Тикондерога.

Перспективный эсминец ВМС США «Замволт.

Центральное место в исследователь­ских работах в США занимают первые два направления. По ним и развернуты в настоящее время наиболее масштабные НИОКР.

Проектирование кораблей типа «Замволт» началось в 1997 году по программе создания эскадренного миноносца для уничтожения береговых целей DD-21 (Landing Attack Destroyer DD-21). В 2001 году она получила обозначение DD(X), а позже в 2006-м — DDG-1000 «Замволт.

Основные усилия проектировщиков были направлены на достижение таких целей, как обеспечение значительного снижения стоимости жизненного цикла создаваемых кораблей, повышение уров­ня их боеспособности, технической надеж­ности и живучести, а также на увеличение сроков эксплуатации. При этом определя­ющими факторами являются расширение ударных возможностей, повышение скрыт­ности действий и защищенности кораблей, совершенствование корабельных систем боевого управления и энергетических установок.

Контракт на строительство головного корабля (водоизмещением 14564 т) стоимостью 1,395 млрд долларов был заключен с компанией «Бэт Айрон Уоркс» 14 февраля 2007 года. Закладка головного ЭМ УРО намечалась на октябрь 2010 года, спуск на воду — на июнь 2012-го, передача фло­ту — на июнь 2013 года. Одновременно аналогичный контракт (1,403 млрд) на постройку второго корабля (DDG-1001) до­стался компании «Инголс шипбилдинг» с планируемым завершением строительства в июле 2014 года.

Первоначально программой предусма­тривалось строительство семи кораблей данного типа, однако к настоящему времени она ограничена постройкой пока только трех (финансирование тре­тьего — DDG-1002 — в объеме 1,084 млрд долларов предусмотрено бюджетной про­граммой 2010 финансового года.

Конгресс США обеспокоен ростом стоимости постройки нового корабля. Так, по оценке командования ВМС, для головного корабля она составит не менее 3,3 млрд долларов, серийного — 2,4 млрд. По оценке же комитета по вооружениям палаты представителей конгресса, стои­мость строительства не должна превышать 1,7 млрд долларов.

В целях сокращения сроков работ и расходов на создание нового крейсера командование ВМС США предполагает использовать до 85% технических решений, реализованных при проекти­ровании эсминца УРО типа «Замволт». Так, согласно концепции концерна «Нортроп-Грумман» новый корабль сохранит конструкцию корпуса, а также основные элементы силовой электроники и агрегаты объединенной системы энергообеспечения и электродвижения эсминца DDG-1000.

В объединенной электроэнергетической системе перспективного КР УРО в качестве первичных источников электро­энергии, вероятнее всего, будут применять­ся четыре газотурбогенератора. Приводом генератора постоянного тока с использованием технологии высокотемпературной сверхпроводимости станет газотурбинная установка МТЗО. Функции главных двигателей, воз­можно, будут выполнять униполярные гребные электродвигатели постоянного тока на сверхпроводимости мощностью 36,5 МВт. Все особенности технологии изготовления, эксплуатации и обслу­живания такой схемы энергетической установки планируется отрабатывать на ЭМ УРО типа «Замволг», который будет оснащаться аналогичной энергетической установкой.

В дальнейшем в состав объединен­ной электроэнергетической установки кораблей нового поколения ВМС США войдут системы автоматизированного зонального энергообеспечения DC ZEDS и электродвижения с газотур­бинной установкой WR-21 и греб­ными электродвигателями РММ-2 на постоянных магнитах. Суммарная мощность такой установки составит не менее 100-120 тыс. л. с. После 2020 года вместо ГТУ возможно применение топливных элементов с электролитом в виде твердого полимера, работающих на водородсодержащем дизельном топливе.

Реализация технологий и конструк­тивно-схемных решений при создании объединенной электроэнергетической системы позволит полностью исключить необходимость наличия пневматиче­ских, паровых и гидравлических при­водов в различных системах надводных кораблей и заменить их электроприводами. Таким образом, предполагается реализо­вать концепцию «полностью электрифи­цированного корабля» (Full Electric Ship.

155-мм артустановка AGS.

Модульная архитектура ОЭЭС будет спо­собствовать использованию стандартных общих модулей в энергетических установ­ках кораблей различных классов, а кроме того, позволит закупать функционально эквивалентные модули со стандартными интерфейсами у разных поставщиков. Такой принцип построения КЭУ дает воз­можности внедрения в будущем перспек­тивных технологий и конструктивно-схем­ных решений без серьезной модернизации всей системы, путем замены стандартных модулей. В перспективной ОЭЭС будет шесть базовых модулей: ис­точники электроэнергии, распределители электроэнергии. преобразователи элек­троэнергии, гребные электродвигатели, модули хранения электроэнергии и посты дистанционного управления системой.

В состав вооружения нового поколения надводных кораблей ВМС США предполагается включить перспективные установки вертикального пуска баллистических ракет средней дальности, крылатых ракет морского базирования «Тактический Томахок», управляемых ра­кет RATTLS, ЗУР «Стандарг-2» мод. З, 4 и 4А, а также две 155-мм одноорудийные ба­шенные артустановки AGS для стрельбы на дальность более 120 км управляемыми активно-реактивными боеприпасами. В дальнейшем на ЭМ УРО «Замволт» планируется устанавливать перспективные 155-мм электромагнитные пушки FMRG.

В ангаре корабля смогут размещаться до двух вертолетов типа SH-60 или до трех разведывательно-ударных беспилотных летательных аппаратов.

Конструкцией УВП Мк 57 преду­смотрено разделение каждого ее мо­дуля на отдельные пакеты из четырех пусковых ячеек и дополнительное их бронирование. Для снижения уязви­мости корабля от детонации ракетного боезапаса предполагается разместить 20 модулей новой пусковой уста­новки вдоль бортов в междубортном пространстве. При этом общий бо­екомплект ракет на новом кораб­ле составит 80 единиц (в габаритах одной ячейки УВП). Эти меры, а также применение принципиально нового газоотводного устройства противовзрывной защиты УВП обе­спечат сброс давления, отвод газов, образующихся при взрывном горении или детонации боезапаса, наружу, а не внутрь корабля.

У перспективной УВП Мк 57 ячейки больших размеров по сравнению с современной УВП Мк 41, что предостав­ляет возможность размещения в них всех типов и модификаций не только состоящих на вооружении, но и перспективных ракет.

Обновленная многофункциональная си­стема управления оружием (МСУО) «Иджис» будет сопряжена с радиолокационной станцией AN SPY-3 (диапазон 9-10 ГГц), трехкоординатной РЛС VSR обнаружения воздушных целей (1-2 ГГц), гидроакустическим комплексом AN SQQ-89(V)15, пер­спективной объединенной системой радио- и радиотехнической разведки, системой обмена формализованной информацией в масштабе реального времени и связи, комплексами радиоэлектронной борьбы и минной разведки WLD-I(V)3.

Для эсминцев УРО нового поколения разрабатывается перспективная систе­ма обеспечения живучести DCS (Damage Control System). Она предусматривает вы­сокую степень автоматизации сбора и анализа информации, выработки и контроля реализации решений по восстановлению живучести корабельных систем, оружия и технических средств при аварийных и боевых повреждениях любого характера с применением высокоэффективных систем универсальных датчиков и противопожар­ных устройств, действие которых основа­но на снижении концентрации озона в воздушной смеси.

Для этих же кораблей разрабатывается интегрированная командно-информационная система управления кораблем SCS (Integrated Navigation, Information Ship Control System). Она позволит повы­сить боевые и эксплуатационные возмож­ности кораблей за счет более глубокой автоматизации процессов сбора и анализа информации, выработки и принятия реше­ний по техническому обслуживанию кора­бельных систем и механизмов, навигации и управлению кораблем.

В проектах новых кораблей преду­сматривается реализовывать передовые технологии, которые обеспечат повыше­ние непотопляемости и пропульсивных качеств корпуса, улучшение технико-экономических характеристик корабля, а также снижение числа демаскирующих признаков и уязвимости от различных средств поражения. В этих целях выпол­няются опытно-конструкторские работы с применением современных методов трех­мерного компьютерного моделирования (программная среда «Кати»), а также с учетом результатов испытании стендо­вых моделей наиболее важных элементов корпуса и надстройки, основных систем вооружения, радиоэлектронных и техни­ческих средств.

Для оценки условий обитаемости ко­рабля используется эргономическая компьютерная модель корабельных служебных и жилых помещений, боевых постов и пунктов управления. Повышение степе­ни автоматизации процессов управления техническими средствами и вооружением эсминца позволит сократить численность экипажа до 95-100 человек (у существую­щих кораблей этого класса она составляет 360 человек.

В обобщенном виде весь этот комплекс НИОКР в области создания нового поколения крейсеров и эскадренных миноносцев должен обеспечить.

1. Увеличение боевых возможностей за счет.

а) внедрения технических средств, по­зволяющих ВМС действовать совместно с другими видами ВС в «единой инфор­мационной среде.

б) создания и размещения на крейсерах и эсминцах многофункциональных БЛА, автономных надводных и подводных ап­паратов.

в) увеличения количества носимого боезапаса благодаря увеличению объемов внутренних помещений носителей для полезной нагрузкии и размещения систем оружия, а также уменьшению массы и габаритов оружия при сохранении тех же ТТХ.

г) внедрения гибкого программного обеспечения для систем управления ору­жием, что позволит значительно увеличить вероятность поражения целей и приведет к уменьшению необходимого для этого рас­хода боезапаса.

д) повышения мобильности.

2. Значительное снижение стоимости жизненного цикла надводных кораблей в результате.

а) внедрения модульной архитектуры и использования нового программного обеспечения, позволяющего унифицировать технологию проектирования надводных кораблей.

б) уменьшения численности личного со­става благодаря автоматизации.

в) повышения надежности систем и под­систем за счет увеличения межремонтных сроков систем и подсистем вплоть до за­вершения жизненного цикла корабля, а также применения энергосберегающих технологий, систем и подсистем.

г) снижения стоимости модернизации систем и подсистем, внедрения новых технологий в течение всего жизненного цикла за счет модульности конструкции и унификации систем и подсистем.

д) уменьшения стоимости создания си­стем и подсистем благодаря внедрению си­стем и подсистем широкого коммерческого назначения (COTS), применению систем автоматизированного проектирования.

3. Увеличение возможностей по мо­дернизации крейсеров и эскадренных миноносцев в течение всего жизненного цикла за счет.

а) модульности и унификации всех си­стем и подсистем корабля.

б) соответствия гражданским стандартам всех вспомогательных и обеспечивающих систем.

Далее приводятся технологические особенности модернизации действующих американских кораблей этих классов, а также технологии проектирования и строительства эсминцев ВМС ряда европейских и азиатских стран.

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ КОРАБЛИ США.

Эсминец ВМС США типа «Орли Берк.

В связи с сокращением строительства новых кораблей проекта DDG-1000 было решено продолжить строительство серии эсмин­цев УРО типа «Орли Бёрк» (DDG-51), увеличив серию с 57 до 62 кораблей. При этом последние корабли будут значительно отличаться от предыдущих наличием средств зональной противоракетной обо­роны, артустановок с большой дальностью стрельбы, управляемых ракет для стрельбы по береговым целям и штатных противо­минных средств.

Наряду с этим в США в интересах развертывания морского компонента гло­бальной системы ПРО ведутся активные работы по модернизации всех эскадрен­ных миноносцев типа «Орли Бёрк» и крейсеров типа «Тикондерога», которые к 2012 году составят до 85% общей численности боевых кораблей основных классов американского флота.

Программа модернизации крейсеров УРО типа «Тикондерога» предусматривает.

увеличение срока службы кораблей с 35 до 40 лет.

усовершенствование технического обслу­живания.

расширение возможностей по поражению наземных объектов КРМБ «Тактический Томахок.

оснащение си­стемами СЕС и AADC (Area Air Defense Commander), предназначенными для реше­ния задач ПВО/ПРО на ТВД совместно с другими силами и средствами оперативных соединений ВМС.

Особое внимание командование ВМС уделяет оснащению крейсеров УРО типа «Тикондерога» противоракетными ком­плексами ближнего и дальнего действия. Первый обеспечит оборону корабельных соединений, баз и портов, а также назем­ных группировок путем поражения бал­листических ракет на конечном участке траектории их полета, выполняя перехват с помощью противоракеты (ПР) «Стан­дарте» мод. 1 и усовершенствованной МСУО «Иджис» с новым программным обеспечением.

Второй ПРК предназначен для поражения БР как на восходящем, так и на нисходящем участке траектории полета и должен обеспечить дальний (в верхних слоях атмосферы) перехват с по­мощью разработанной сов­местно с Японией трехсту­пенчатой ПР «Стандарт-3» с малогабаритнной отделяе­мой ступенью перехвата LEAP (Lightweight ExoAtmosferic Projectile). Первый вариант ПРК мод.1, обеспечивающий поражение БР средней дальности был принят на вооружение в 2007 году. Для перспективного ПРК ведется разработка новой, более мощной корабельной РЛС, предназначенной для обнаружения, сопровождения и распознавания целей на дальностях до 1000 км.

Начиная с сентября 2006 года на трех крей­серах УРО (CG-67 «Шайло», CG-70 «Лейк Эри» и CG-73 «Порт-Роял») и 15 эсминцах УРО типа «Орли Бёрк» осуществляется пакетное обновление программно-аппарат­ных средств для расширения возможностей МСУО «Иджис» и РЛС AN/SPY- 1D(V) no дальнему обнаружению и сопровождению в автоматическом режиме баллистических целей разного типа, а также размещаются ПР «Стандарт-3». Аналогичные работы выполняются также на четырех эсминцах УРО типа «Конго» ВМС Японии.

Проводимые программы модернизации предусматривают: поэтапную доработку МСУО «Иджис» Мк 7 в модификации 6.3 для крейсеров и 7.1 для эсмин­цев, совершенствование многофункциональной РЛС AN/SPY- 1D(V); оснащение кораблей системами оцен­ки воздушной обстановки AADC, взаимного обмена и распределения данных ПВО/ ПРО AN/USG-2 СЕС между кораблями оперативного со­единения.

Работы по совершенствова­нию корабельной многофунк­циональной радиолокацион­ной станции AN/SPY- 1D(V) предполагают применение СВЧ-монолитных интеграль­ных схем с высоким уровнем интеграции. Усовершенствованная РЛС AN/SPY-1E работает в диапазоне частот 3,1-3,5 ГГц. Благодаря перераспределению интенсивности обзора других направлений она способна обеспечить обнаружение в заданном секторе баллистических целей на высотах более 10 км и дальностях до 1000 км. Конструктивно РЛС выполнена в виде четырех неподвижных панелей фазированных антенных решеток (ФАР, апертура каждой 4,7 кв.м.

На современном этапе, исходя из достиг­нутых технических возможностей и уровня боеспособности, задач противоракетного радиолокационного дозора (обнаружение, идентификация, сопровождение и выдача данных целеуказания в автоматическом режиме) способны выполнять три крей­сера УРО типа «Тикондерога» («Шайло», «Лейк Эри» и «Порт-Роял»), 12 эсминцев типа «Орли Бёрк» подсерии 2А, начиная с DDG-91, три усовершенствованных ЭМ подсерий 1 и 2, а также эсминец УРО «Конго» ВМС Японии.

В целом следует отметить, что комплекты корабельного оборудования и программно-аппаратных средств вышеперечисленных систем информационного обеспечения ПРО на ТВД устанавливаются на всех строящихся эскадренных миноносцах типа «Орли Бёрк» подсерии 2А, оснащенных системой «Иджис» мод. 7.1, начиная с DDG-91 «Пинкни.

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ КОРАБЛИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ.

Из состава нацио­нальных ВМС в настоящее время выводят­ся ЭМ УРО типов «Шеффилд» и «Манче­стер» На смену им в период с 2009 по 2012 год должны быть введены шесть эсминцев УРО типа «Дэринг» первой подсерии.

Эсминец типа «Дэринг» ВМС Великобритании.

Эскадренные миноносцы УРО типа «Дэринг» предназначены главным обра­зом для обеспечения противовоздушной обороны оперативных соединений ВМС Великобритании и ОВМС НАТО. Поми­мо этого, на них будут возлагаться задачи проведения антитеррористических, гума­нитарных и специальных операций.

В ходе работ над новым кораблем было реализовано около 70% технологиче­ских разработок, полученных в резуль­тате исследований по международной программе «Горизонт» (Horizon/Common New Generation Frigate), в которой, кроме Великобритании, участвовали Италия и Франция. Эта программа (была закрыта в 1999 году) предусматривала создание единого для трех стран проекта фрегата нового поколения.

На новом эсминце реа­лизованы конструктивно-схемные решения в области архитектуры корпуса, над­строек, а также установлен разработанный в рамках этой программы ЗРК.

В состав вооружения эс­минца «Дэринг» включены: две счетверенные пусковые установки ПКР «Гарпун», зенитный ракетный комплекс PAAMS с одной установкой вертикального пуска А-50 «Сильвер» для стрельбы 16 ЗУР «Астер-15» и 32 ЗУР «Астер-30», 114-мм облегченную артустановку «Викерс» Мк 8 мод. 1, два артиллерийских комплекса самообороны, два двухтрубных торпедных аппарата для стрельбы торпедами «Стингрей», а также вертолет «Мерлин» Мк 1. В перспективе предполагается разместить 155-мм башенную АУ с максимальной дальностью стрельбы снарядами АРС до 150 км.

Радиоэлектронное вооружение будет представлено многофункциональной трехкоординатной радиолокационной станцией «Сампсон», PЛC обнаружения воздушных и надводных целей S1850M, оптико-электронными средствами наблю­дения, а также системой радиоэлектронной борьбы. На корабле предусматривается установить подкильную среднечастотную гидроакустическую станцию 2050 и низкочастотную бистатическую ГАС 2087 с буксируемой антенной. Аппаратура ав­томатизированных быстродействующих линий связи «Линк-11, -16 и -22», «Джитидс», а также системы спутниковой свя­зи «Сатком» обеспечит обмен данными в реальном масштабе времени.

Энергетическая установка ЭМ УРО «Дэринг» представляет собой ОЭЭС с реализацией принципа полного электродви­жения. Основными источниками электроэнергии являются две ГТУ WR-21 фирмы «Роллс-Ройс» мощностью по 25 МВт и два дизель-генератора общей мощностью 9900 л. с. Двигателями слу­жат два ГЭД переменного тока мощностью по 20 тыс. л. с. Максимальная скорость хода 29 уз. Дальность плава­ния при скорости хода 18 уз составляет более 7000 миль. Применение специальной конструкции зубчатой пере­дачи позволит эксплуатиро­вать ГЭУ в течение 80% ходового времени в режиме экономического хода с одним питающим оба ГЭД дизель-генератором, что обеспечит снижение расхода топлива на 20.

По оценке западных спе­циалистов, высокий уровень интегрирования и автоматизации процессов управления кораблем и оружием позво­лит уменьшить численность экипажа до 180 человек. Головной корабль вошел в состав флота в середине 2009 года.

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ КОРАБЛИ СТРАН КОНТИНЕНТАЛЬНОЙ ЕВРОПЫ.

Эсминец D-620 «Форбин» ВМС Франции, построенный по программе «Горизонт.

Эскад­ренные миноносцы ВМС Франции и Италии получили даль­нейшее развитие в результате реализации совместной программы «Горизонт» (из которой в 1999 году вышла Великобри­тания). В создании корабля принимают участие компании «DCNS интернэшнл» (Франция) и «Оризонт Наваль» (Италия). Строительство ЭМ УРО, создаваемых по программе «Горизонт» ведется в каждой стране независимо. Всего построено по два корабля во Франции и в Италии.

По своим техническим характеристи­кам, составу вооружения и конструктив­но-схемным решениям данные корабли близки ЭМ УРО типа «Дэринг» ВМС Великобритании.

Основным отличием французских и итальянских эсминцев от эсминцев типа «Дэринг» ВМС Великобритании является возможность установки установок вертикального пуска «Сильвер» А-70 для размещения перспективных крылатых ракет «Скалп Наваль» и газотурбинной энергетической установки.

Что касается, Германии. то с выводом в 1995 году из состава ее ВМС ЭМ УРО типа «Лютьенс» данный класс эсминцев прекратил свое существование.

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ КОРАБЛИ ЯПОНИИ.

В кораблестроительных про­граммах этой страны до 2020 года эс­кадренные миноносцы займут ведущее место.

Эсминец DDG-174 «Киришима» типа «Конго» ВМС Японии.

Расширение операционной зоны деятель­ности ВМС приведет к необходимости разработки новых проектов кораблей данного класса, тактико-технические характеристики которых обеспечат возможность их действия в районах с относительно не­высокой активностью действий авиации противника без воздушного прикрытия. Кроме того, сотрудничество в области ко­раблестроения со странами НАТО, особен­но с США, позволит командованию ВМС Японии к началу прогнозируемого периода в основном закончить поиск наиболее опти­мальных вариантов проекта эскадренных миноносцев, которые по свои боевым воз­можностям будут близки к аналогичным западноевропейским образцам.

Наиболее боеспособными в период до 2020 года в ВМС Японии будут ЭМ с ЗРК самообороны типа «Хацуюки» и создан­ные на их базе ЭМ типа «Асагири» с уве­личенным водоизмещением, а также ЭМ новых типов — «Мурасамэ», «Усовершен­ствованный Мурасамэ» и перспективный ЭМ проекта 19DD.

Корабли последних двух типов будут во­площать в себе последние достижения как национального, так и зарубежного корабле­строения. Состав оружия (за исключением ЗРК) свидетельствует об их многоцелевом назначении и ориентации на ведение бое­вых действий в открытом океане.

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ КОРАБЛИ КИТАЯ.

Развитие эсминцев ВМС Китая в рассматриваемый период будет осущест­вляться по следующим направлениям: закупка за рубежом; производство по лицензии; создание техники на основе зарубеж­ных образцов.

Строительство ЭМ в Китае началось сравнительно недавно, и, учитывая от­сутствие опыта их постройки, а также ограниченность военно-экономического потенциала, можно утверждать, что их строительство будет опираться на техно­логию кораблестроения, соответствующую таковой в развитых зарубежных странах в 80-е годы. Но, учитывая интенсивное раз­витие науки и техники в Китае, отставание в этой области к концу прогнозируемого периода может сократиться.

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ КОРАБЛИ РОССИИ.

Как можно было заметить, современные образцы военной техники США, других стран блока НАТО и Японии создаются в международной кооперации. Очевидно, что это позволяет достичь более высоких результатов при меньших затратах. Россия, как правопреемница СССР, в том числе и в сфере военных разработок всегда шла своим собственным путем, что, по сути, заставляло ее нести непомерные нагрузки в оборонной сфере. При этом, несмотря на отдельные образцы техники, превосходящие западные образцы, откровенно говоря, на море ей никогда не удавалось добиться паритета с Западом. Тем не менее, она пытается наращивать свою военно-морскую мощь.

Эскиз российского эсминца проекта 21956.

В 2007 году на Международном военно-морском салоне представлен достаточно детализированный эскиз эсминца проекта 21956 водоизмещением 9000 т.

Известно, что основным видом ударного ракетного оружия проекта 21956 является интегрированная ракетная система «Club-N», предназначенная для поражения крупных надводных целей на больших дальностях.

В состав системы «Калибр-НКЭ» («Club-N») входит подпалубная пусковая установка 3С-14Э вертикального старта на 16 ракет 3М-54ТЭ и система управления стрельбой 3Р-14Н (дальность полета ракеты 3М-54ТЭ составляет 220 км). Также в пусковую установку 3М-54ТЭ могут быть загружены противолодочные ракеты вертикального старта 91РТЭ2.

ПВО корабля осуществляет ЗРК «Риф-М», запуск ракет в котором производится из пусковых установок вертикального старта, состоящих из шести поворотных барабанов, каждый их которых рассчитан на 8 ракет 48Н6Е2 с зоной поражения до 150 км или на 32 ракеты 9М96Е с зоной поражения до 40км (пакет из четырех ракет 9М96Е загружается вместо одной ракеты 48Н6Е2) Для противоракетной обороны в ближней зоне на корабле установлен ЗРАК «Каштан-М», зона поражения которого составляет 10 км.

Артиллерийское вооружение составляет артустановка АК-130 калибра 130 мм с дальностью стрельбы 23 км.

Для ведения РЭБ предусмотрены комплекс радиоэлектронного подавления ТК-25Э и комплекс выстреливаемых помех КТ-308-5. Форма корпуса корабля позволяет максимально снизить радиолокационную заметность.

Корабль оснащен РЛС типа «Фрегат» и «Риф-М» с фазированными антенными решетками. Для распределения целей и выдачи данных целеуказания огневым средствам эсминца предусмотрена единая система обработки радиолокационной информации «Пойма-Э.

Боевая информационно-управляющая система корабля позволяет обмениваться информацией надводными и воздушными носителями вооружения. При этом в БИУС используется широкая компьютерная сеть с резервными информационными шинами, что обеспечивает повышенную живучесть системы.

По имеющимся данным, корабль так и остался в проекте, но наработки по пр. 21956 могут быть использованы в других проектах перспективных российских эсминцев.

В 2010 было официально заявлено о начале разработки перспективного российского эсминца дальней морской зоны водоизмещением 10000 тонн. Длительность конструкторских работ должна составить три года, и первый корабль серии должен быть заложен уже в 2012 году. Эсминец должен быть многоцелевым, то есть быть в состоянии бороться с наземными и надводными целями, а также осуществлять противовоздушную и противолодочную оборону, обладать почти неограниченной мореходностью и скоростью хода 30 узлов. Он получит комплекс ракетного оружия с универсальными пусковыми установками вертикального старта для стрельбы по наземным, надводным и подводным целям. Универсальные артиллерийские установки корабля смогут вести огонь по береговым и морским объектам противника высокоточными управляемыми снарядами. Эсминец оснастят системой боевого управления нового поколения, усиленными средствами ПВО, универсальным комплексом обнаружения и целеуказания, средствами радиоэлектронного противодействия, а также гидроакустическим оборудованием для обнаружения субмарин, мин и подводных диверсионных сил. Корабль нового проекта будет малозаметным для радаров противника благодаря использованию технологии «стелс». Высокий уровень скрытности обеспечат архитектурные особенности корпуса в сочетании со специальными покрытиями его элементов, а также материалы с высокими радиопоглощающими свойствами. Корабль будет оснащен газотурбинной энергетической установкой. Также, по некоторым сведениям, сейчас в России ведется проектирование эсминца с атомной энергетической установкой.

11 октября 2011 года в газете «Известия» появилась информация о том, что в интересах ВМФ России ведется разработка эсминца нового поколения, которые должны будут заменить сразу три класса кораблей: собственно, эсминцы, большие противолодочные корабли (БПК) и, возможно, ракетные крейсера проекта 1164. За счет современного вооружения он будет превосходить по противолодочным возможностям БПК, а по ударным и противовоздушным — сегодняшние эсминцы и ракетные крейсера, кроме «Петра Великого» и его «одноклассников». Главным оружием нового корабля должны стать универсальные корабельные ракетные комплексы, которые можно загружать различными ракетами, и системы ПВО нового поколения. Сейчас идет отработка нескольких вариантов проекта, выбор энергетической установки. В зависимости от потребностей флота и бюджетных ограничений новый эсминец может получить атомную либо газотурбинную энергетическую установку. В перспективе ВМФ России должен получить 14-16 новейших эсминцев, которые составят основу боевой мощи надводного флота.

Водоизмещение перспективного эсминца в зависимости от выбранного варианта вооружения и энергетической установки будет составлять от 9-10 до 12-14 тыс. т. Боекомплект противокорабельных ракет, противолодочных ракето-торпед, крылатых ракет для стрельбы по наземным целям и зенитных ракет средней и большой дальности будет составлять от 80-90 до 120-130 единиц. Артиллерийское вооружение будет состоять из двух-четырех орудий калибра 152 мм в спаренных артустановках. Кроме того, корабль будет иметь зенитные ракетно-артиллерийские системы ближнего боя и авиагруппу из двух-трех вертолетов.

Сообщения о проектировании для ВМФ РФ перспективного авианосца появляются в СМИ с 2005 года, однако до теперешнего момента это не вылилось в какие-либо шаги. В начале октября президент Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Роман Троценко заявил, что решение о строительстве в России авианосцев может быть принято в 2018 году. Окончательное решение за президентом, но в ВМФ РФ уже определились с тем, каким должен быть авианосец. Похоже, что россияне решили оставить эксперименты, вроде «гибрида» ТАВКР «Адмирал Кузнецов», и пойти проторенным американским путем: сделать авианосец водоизмещением 100 тыс. тонн, без противокорабельных ракет, но с авиагруппой в 100 самолетов, с атомной энергетической установкой. Также должны быть созданы эскортные группы для авианосцев для ракетных крейсеров, эсминцев, многоцелевых подлодок, фрегатов, корветов, десантных кораблей и судов обеспечения, включая ледоколы для арктической зоны — всего около 15 кораблей в каждой. Примечательно, что американские АУГ не могут действовать в Северном Ледовитом океане.

Первоначально планируется создать две российские АУГ – в по одной на Северном и Тихоокеанском флотах. Впрочем, строительство авианосных сил было неподъемной ношей даже для такой страны, как СССР, а для России это тем более тяжелая задача. Так что посмотрим, последуют ли за громкими заявлениями какие-то практические шаги, или все останется на уровне разговоров.

В период до 2025 года крейсера и эсминцы останутся одним из важней­ших средств ведения боевых действий на море. Перечень задач, решаемых ими, в прогнозируемый период не претерпит кардинальных изменений. Эскадренные миноносцы будут за­нимать центральное место в корабле­строительных программах всех ведущих зарубежных стран (за исключением Гер­мании.

Боевые корабли класса «крейсер» оста­нутся лишь в составе ВМС США и России (но и здесь крейсера будут постепенно вытесняться эсминцами.

(По статье капитана 2 ранга Ю.Иванова, «Зарубежное военное обозрение.

Боевой надводный корабль XXI века.