ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ.

ЧТО ТАКОЕ ПОЛ.

Половое воспитание подростков в современном обществе не может ограничиваться исключительно ознакомлением их с вопросами зачатия, контрацепции, личной гигиены. Личная история каждого человека непременно содержит этап полового самосознания, когда ребенок начинает сознательно воспринимать себя представителем своего пола.

Но в более старшем возрасте, когда границы взаимодействия с окружающим миром расширяются, расширяется и круг вопросов, связанных с проблемой пола. Среди них такие вопросы, как.

восприятие собственной половой ориентации.

оценка половой ориентации и поведения окружающих.

вопросы, связанные с формированием половой роли.

восприятие общественных полоролевых стандартов.

оценка и восприятие собственной внешности и т.д.

Пол человека представляет собой многоуровневую иерархическую структуру. Принято выделять.

генетический пол, кодируемый набором половых хромосом (XX/XY); (Y хромосома практически не содержит генетического материала, ее функция — активировать аутосомные гены, ответственные за развитие по мужскому типу. В случае ее отсутствия ХХ или ХО — автоматически запускается развитие по женскому типу. То же происходит и при нарушениях по ходу развития, когда функцию активатора-модулятора дифференцировки тканей выполняет тестостерон. Исключение составляет головной мозг, куда тестостерон не проникает. Там функцию стимулятора половой дифференцировки выполняет его метаболит — эстродиол, и тип дифференцировки по-видимому зависит от времени повышения его концентрации.

гонадный пол, определяемый по характеру формирования половой железы (яичник/яичко); (исходная половая железа, формирующаяся из полового валика, бипотенциальна и может развиваться в яичко, для чего необходимо присутствие полноценной Y хромосомы, целостность аутосомно-кодируемых механизмов дифференцировки, или в яичник — по умолчанию.

гаметный пол, определяемый типом созревающих (или закладывающихся) половых клеток (яйцеклетка/сперматозоид.

гормональный пол, характеризуемый видом преимущественно синтезируемых половых гормонов (эстрогены/андрогены) и типом секреции гонадотропинов в гипоталамо-гипофизарной системе (тонико-циклический/тонический.

фенотипический пол, подразумевающий определенную внешность, развитие половых органов и вторичных половых признаков.

гражданский пол, определяющий правовой и социальный статус обладателя.

пол воспитания.

пол осознаваемый, с которым отождествляет себя индивид.

характер полового влечения.

Указанная структура, хотя и кажется умозрительной, отражает реальные процессы формирования пола у человека. Нарушения на любом из уровней организации пола влекут за собой сложную перестройку функционирования организма.

Например, при синдроме тестикулярной феминизации (СТФ) имеется дефект гена, кодирующего состав белка, служащего рецептором к тестостерону. Таким образом, на генетическом, гонадном, гаметном, гормональном уровнях определяется мужской пол, на фенотипическом — женский, что влечет за собой присвоение женского гражданского пола, воспитание в женской роли, отождествление себя с женским полом, женский характер полового влечения.

Транссексуализм выражается отождествлением себя с противоположным полом, с соответствующим половым влечением и желанием изменения фенотипа и гражданского статуса.

Долгие годы исследования сексуальности человека практически игнорировали социально-психологические детерминанты пола, делая упор на физиологическом базисе. Лишь отдельные труды были посвящены выраженным отклонениям в сексуальном поведении, которым неизменно присваивался статус психического заболевания. Во второй половине ХХ века акцент внимания исследователей сместился в сторону социально-психологических компонентов системы пола, в результате стало очевидным, что в общественном функционировании индивидуума они играют чрезвычайно важную роль.

Ознакомление подростков с многоуровневой иерархической организацией пола позволит им лучше.

понимать собственное поведение (одежда, речь, оторванные косички, зеркальце на ботинке, чтобы заглядывать под юбку, кнопки на стуле (в отместку за зеркальце), штурм девичьей раздевалки накануне физкультуры и т.д.

правильно оценивать свои поступки и поступки товарищей.

ответит им на многие вопросы (на которые не всегда ответят родители, например, почему дядя ходит в колготках, почему дяди в метро целуются и т.д.

избавит от необходимости опасных «экспериментов» (с собственной внешностью и собственной сексуальностью — мне сразу на ум приходит случай, как одного молодого человека изнасиловали подростки за то, что видели у него набор косметики, которым он, как им показалось, пользовался. Он оказался торговцем косметикой и проверял качество товара, прежде чем заказать оптовую партию для провинции.

даст им основание быть более терпимыми к нетрадиционным проявлениям сексуальности.

Во многих случаях знание структуры пола позволяет родителям.

правильно воспринимать многие аспекты в поведении ребенка (интерес маленьких детей к своему и чужому телу, манипуляции с половыми органами, детские игры, включающие элементы раздевания, формирование подростковых групп со строгим делением по половому признаку, строгое соблюдение подростками определенных норм поведения, распространенных в их среде и т.д.

Зачастую родителями игнорируется сам процесс полового воспитания, они исходят из ложного представления, что развитие ребенка происходит само собой, в рамках естественного процесса взросления. Игнорирование полоролевого воспитания, обучения межполовому взаимодействию, объяснения основных вопросов развития сексуальности приводит к необходимости формирования компенсаторного поведения, которое нередко принимает гипертрофированные или вычурные формы (участие в асоциальных группах, акты насилия, сексуальная распущенность и т.д.

Нередко родители пытаются переложить решение возникающих проблем на педагогов, которые в свою очередь, не до конца учитывают роль межполового взаимодействия в детском и подростковом коллективе, считают половое воспитание сугубо медицинской или семейной проблемой, не имеющей отношения к учебному процессу. В то же время знание структуры пола, организации социально-психологической детерминанты половой принадлежности, позволяет совершенно иначе взглянуть на поведение учеников, использовать в учебном процессе дифференцированные формы обучения, мотивации, наказаний за проступки (мне почему-то вспомнилось, как в пуританской школе секли детей обоего пола — в присутствии всего класса, и как Тому Сойеру удалось отличиться перед юной госпожой Тэтчер.

Возможно, указанное состояние проблемы характерно для всего общества в целом, поскольку в обществе отсутствует представление о половом воспитании, половой гигиене (в самом широком смысле слова.

В общественном сознании решение проблемы перекладывается на врачей — гинекологов, урологов, психиатров, на педагогов, и нередко мыслится с ограничительных, коррекционных позиций. Интегративного, системного взгляда на проблему в обществе не существует, и только отголоски проблемы (рост детской преступности, сексуального насилия, подростковой проституции, гомосексуализма (да простит мне WPA, они считают это нормой), снижение рождаемости) — фокусируются как самостоятельные проблемы, требующие решения.

В этот сложный узел вовлекаются все более широкие общественные слои, что часто приводит к несогласованности в их действиях, а иногда служит прямым поводом к конфликтам.

Изменение стандартов межполового взаимодействия из поколения в поколение воспринимается старшим поколением, как правило, негативно. Отсутствие глубокого понимания процессов, происходящих в подростковой и молодежной среде приводит к противостоянию возрастных слоев, дихотомии их культурных и общественных установок (классический вариант — как гоняли хиппи за длинные волосы, как раньше лосины были мужской одеждой, и как воспримут мужчину в лосинах сейчас.

ЗАПИСЬ НА ПРИЕМ К ДЕТСКОМУ ВРАЧУ-ПСИХОТЕРАПЕВТУ д.м.н. ПЕРЕЖОГИНУ Л. О. 8-495-695-0229 (регистратура.